Советы психолога и врача

 

 

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК НАПРАВЛЕН НА СТАЦИОНАРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Чтобы по возможности облегчить ребенку пребывание в больнице, следует подготовить его к этому. Конечно, если потребовалась неотложная помощь, все, что вы сможете сделать, - это успокаивать ребенка до и после кризиса. Однако, если госпитализация планировалась, вы можете принять необходимые меры, чтобы госпитализация оказалась менее травмирующей.

 

Узнайте как можно больше о заболевании, с которым связана госпитализация ребенка, и о внутреннем распорядке в больнице. Попросите врача, медсестру, персонал больницы подробно рассказать об этом. Вам нельзя позволить себе растеряться, поскольку в это время вы особенно нужны ребенку, чтобы придать ему уверенности, ободрить его.

 

Будьте честны со своим ребенком. Если вашему сынишке или дочке предстоит болезненная процедура, не старайтесь скрыть это. Например, скажите ему, что когда он проснется после операции , будет немного больно, но зато потом он почувствует себя лучше. Однако имейте в виду, поскольку дети иначе ощущают время, чем взрослые, нет необходимости говорить с ними о госпитализации задолго до неё.

 

Убедите ребенка, что вы по возможности будете рядом с ним и постарайтесь сделать все, чтобы облегчить его страдания. В зависимости от возраста и уровня подготовленности бывает полезно познакомить ребенка с другими маленькими девочкой или мальчиком, которые уже перенесли подобную операцию, чтобы он поговорил с ними.

 

Расскажите персоналу отделения больницы об особенностях характера и привычках вашего ребенка, включая то, как он спит и ест, что может его испугать. Не следует ожидать, что любой каприз вашего ребенка будет исполнен, но большинство медсестер стараются по возможности помочь адаптироваться в незнакомых условиях больному ребенку.

 

Как бы вы не старались заблаговременно подготовить ребенка к пребыванию в больнице, это событие, скорее всего, явится для него тяжелым испытанием. Если вы будете знать, какого рода проблемы могут возникнуть у ребенка, то сможете найти способы свести к минимуму неизбежные физические и эмоциональные стрессы.

 

Тревога, вызванная разлукой с родителями

По сравнению с другими явлениями больничной жизни разлука чаще всего тяжелее переносится ребенком. особенно остро ощущают отсутствие близких людей совсем маленькие дети.

 

Лучший выход - находиться рядом с ребенком как можно дольше. Грудные дети порой довольно хорошо переносят самые неприятные процедуры в присутствии мамы, папы или другого близкого человека. Детям постарше, которые уже ходят, свойственно воспринимать госпитализацию как наказание за какой-то незначительный проступок; некоторым детям кажется, что родители покинули их навсегда.

 

Состояние униженности

Большинство детей в возрасте после года, попав в больницу, испытывают растерянность и фрустрацию. Детей, уже научившихся одеваться и есть самостоятельно, начинают купать и одевать незнакомые люди, они же следят за тем, как дети едят (если не кормят их сами).

 

Страх

Излишне говорить, что незнакомая обстановка и звуки, присущие больнице, всех нас заставляют нервничать, но гораздо сильнее -детей. Прежде всего ребенка пугает боль и неприятные ощущения, связанные с лечебными процедурами, даже если это просто укол или рентгеновское исследование. Пугает само нахождение вдали от дома, среди чужих людей. Кроме того, ваш только недавно начавший ходить ребенок может оказаться в непосредственной близости с детьми, находящимися в более тяжелом состоянии, чем он сам, даже с умирающим, и это очень сильно пугает его.

 

Что нужно сделать, чтобы уменьшить страх и тревоги ребенка, находящегося в больнице?

 

Постарайтесь не показывать ваши собственные страхи и тревоги в присутствии малыша. Как всегда, прежде чем успокаивать и ободрять малыша. постарайтесь справиться с собой. Полезно поговорить с другими родителями, пережившими подобную ситуацию, с друзьями и медицинскими работниками.

 

Оставайтесь рядом с детьми как можно больше времени. Единственная и самая важная вещь, которую вы можете сделать для своего ребенка. - это быть с ним рядом. К счастью. во многих больницах разрешают родителям находиться в палатах длительное время и спать в одной палате с ребенком, а дети постарше имеют возможность звонить родителям. Позвольте вашему ребенку излить свои чувства. Зачастую дети только в присутствии родителей могут выплеснуть обуревающие их эмоции. Порой ребенок плачет, кричит или ведет себя агрессивно. Даже если это очень встревожит вас, постарайтесь не расстраиваться и сделайте все, чтобы успокоить ребенка. Не браните и не наказывайте его - лучше, если детские эмоции вызванные страхом и чувством покинутости, выльются наружу.

 

Внушите ребенку доверие к медицинскому персоналу. То как вы ведете себя, как говорите о больнице и медицинских работниках, влияет на отношение ребенка к тому, что с ним происходит. Чем позитивнее будет ваше отношение , тем в большей безопасности будет чувствовать себя ребенок. Если вы тревожитесь и не уверенны в том, что больница хорошая, что персонал внимателен к детям, старайтесь не высказывать свои сомнения в присутствии ребенка.

 

Теперь вы немного узнали о том, какими должны быть взаимоотношения между вами и врачом вашего ребенка, а также другими медицинскими работниками. чтобы ребенок рос здоровым и крепким, несомненно, нужны общие усилия. Однако вы сами можете делать многое, чтобы ребенок хорошо рос и развивался.

 

СОВЕТЫ ВРАЧА
ОНКОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Большинство людей убеждены, что злокачественные опухоли у детей практически не встречаются, а в случае, когда у ребенка и выявляется то или иное злокачественное заболевание, то оно неизлечимо. К сожалению, и многие медицинские работники, к которым обращаются родители, придерживаются приблизительно той же точки зрения. Очень печально, что информация, получаемая родителями, которые в связи со свалившимся на них горем вообще теряют способность трезво оценить ситуацию, приводит к тому, что они начинают искать людей, обещающих излечение (а их в последнее время появилось очень много). В результате упускается время для своевременной диагностики и начала квалифицированного лечения у специалистов. Как же обстоит дело при объективном рассмотрении?

 

Злокачественные опухоли у детей, являясь, к счастью, достаточно редким заболеванием, тем не менее, среди причин смертности детей в возрасте до 15 лет занимают после травм второе место. Как показывают данные статистических исследований, ежегодно из 100 тысяч детей этого возраста у 14-15 выявляются злокачественные новообразования.

 

Вместе с тем, хорошо известно, что рак лучше всего лечится в ранних стадиях, а кто, как не родители, общающиеся с ребенком каждый день, смогут вовремя заметить изменения в его состоянии и обратиться к специалистам?

 

Благодаря возможностям современной медицины большинство детей, заболевших раком, выявленным на ранних стадиях, может быть полностью излечено.

 

Структура онкологической заболеваемости практически не меняется. На первом по частоте месте среди злокачественных заболеваний у детей находятся лейкозы (рак крови), составляя около трети заболевших. Вторыми по частоте являются опухоли мозга, которые выявляются менее чем у трети заболевших. Все остальные локализации злокачественных опухолей составляют около 40%. Если принять во внимание, что в детском возрасте злокачественная опухоль может развиться в любом органе, то становится объяснимым многообразие их первых симптомов.

ДИАГНОСТИКА РАКОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

По мнению детских онкологов, внимательность родителей играет огромную роль в раннем выявлении злокачественных опухолей у детей. Конечно же, здесь не идет речь о том, что родителям надо ежедневно осматривать и ощупывать ребенка в поисках опухоли. Им просто следует придерживаться совета известного американского онколога Ч. Камерона: «Не будьте ни слишком беспечны относительно заболевания раком у детей, ни слишком обеспокоены, но будьте начеку!»

 

Причины поздней диагностики:

• объективные трудности диагностики злокачественных опухолей у детей;

• незначительное число предопухолевых заболеваний, по наличию которых можно было бы предполагать возможность развития опухолевого процесса у ребенка;

• огромное количество заболеваний, сходных по клиническим проявлениям с опухолевыми заболеваниями у детей;

• слабая онкологическая настороженность со стороны врачей-педиатров и родителей, малый опыт в диагностике опухолевого процесса у медиков;

• практическое отсутствие санитарно-просветительной работы с родителями.

Принципы «онкологической настороженности»

Врачам общей сети и родителям следует знать некоторые принципы, формирующие понятие «онкологической настороженности», что может оказаться полезным для своевременной диагностики опухоли у ребенка.

• Знание первых признаков и течения основных видов злокачественных опухолей у детей.

• Знание организации онкопедиатрической службы и быстрое направление ребенка в случае необходимости в соответствующее специализированное отделение.

• Тщательный осмотр ребенка при любом обращении родителей к врачу.

• При необычном течении любого заболевания, необъяснимости симптомов и при неясной клинической картине необходимо помнить о теоретической возможности развития злокачественной опухоли.

• Обследование ребенка при подозрении на злокачественную опухоль необходимо проводить в максимально сжатые сроки с привлечением необходимых специалистов.

Принцип, давно пропагандируемый во взрослой практике: «При сомнении в диагнозе — думай о раке», должен быть безоговорочно принят и в педиатрической практике.

Общие симптомы раковых заболеваний

Общие положения, на которые полезно обратить внимание и педиатрам, и родителям:

• каждому периоду детства присущи определенные виды злокачественных опухолей, на что будет указано ниже;

• мальчики заболевают в два раза чаще, чем девочки;

• опухоли несколько чаще встречаются у детей, родившихся у женщин в возрасте старше 40 лет.

Для всех злокачественных опухолей характерен так называемый «опухолевый симптомокомплекс», формируемый симптомами, которые могут наблюдаться и при других заболеваниях:

• ухудшение аппетита и связанное с этим похудание;

• бледность кожных покровов;

• необъяснимые подъемы температуры.

Для внимательного родителя будут заметны и изменения в обычном поведении ребенка:

• он становится капризным;

• начинает утомляться быстрее, чем обычно;

• нередко забывает о своих любимых играх.

 

ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ У ДЕТЕЙ

Как и у взрослых, у детей злокачественные опухоли могут возникнуть в любом органе, но, как уже говорилось выше, для детей характерны определенные виды опухолей, и на первом по частоте месте находятся лейкозы (рак крови, белокровие).

 

Опухоли головного мозга

Вторым по частоте злокачественным заболеванием у детей являются опухоли головного мозга.

Симптомы заболевания

 

В случаях, когда развивающаяся опухоль расположена вдали от жизненно важных центров головного мозга, она длительное время может расти бессимптомно, а остро, внезапно развившаяся симптоматика характерна для опухолей, располагающихся рядом с жизнеобеспечивающими центрами. Так или иначе, первые клинические проявления опухолей головного мозга связаны с повышением (вследствие опухолевого роста) внутричерепного давления. Поначалу это проявляется признаками общего опухолевого симптомокомплекса, а при дальнейшем развитии заболевания присоединяются такие признаки, как головная боль, возникающая чаще всего утром и усиливающаяся при наклоне головы, кашле.

 

Если ребенок более старшего возраста может пожаловаться, то у младших детей симптомы заболевания проявляются беспокойством, при котором малыш начинает плакать, хвататься за голову, тереть кожу лица.

 

Очень частым симптомом является беспричинная рвота, которая так же, как и головная боль, отмечается обычно утром.

 

Из других признаков, сопровождающих опухолевый рост, можно отметить изменения зрения, расстройства походки (у старших детей нарушения координации в руках могут проявиться изменением почерка).

 

У некоторых больных имеют место судороги.

 

Появление вышеперечисленных симптомов вовсе не обязательно обусловлено возникновением опухоли головного мозга (возможно, это связано с другими заболеваниями детского возраста), но при их обнаружении, безусловно, необходима консультация специалиста в этой области — нейрохирурга.

 

ДИАБЕТ И ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ

Диабет – это состояние, при котором клеткам нашего организма трудно усваивать сахар, поступающий в кровь при переваривании пищи. Сахар (глюкоза) – это основной источник энергии, «топливо» для клеток нашего организма. Для того чтобы сахар перешел из крови в клетку и превратился в энергию, необходим инсулин. При I типе сахарного диабета поджелудочная железа практически не выделяет инсулин. При II типе диабета инсулина может быть достаточно, но он плохо работает. В результате клетки не получают достаточного количества энергии, несмотря на избыток сахара в крови, - «голод среди изобилия». Клетки «голодают», а мы чувствуем слабость, снижение работоспособности, много пьем, часто ходим в туалет. Всего этого можно избежать, если научиться поддерживать сахар в крови в нормальных пределах. Уровень сахара в крови натощак у человека без сахарного диабета – до 5,5 ммоль/л, после еды повышается не более чем до 7,8 ммоль/л. К этим цифрам необходимо стремиться, но приемлемые для вас цифры сахара в крови назовет вам лечащий врач. Самым важным условием для нормализации сахара в крови является рациональное питание . Заметьте, не какое-то специальное диабетическое питание, а просто здоровое питание, необходимое каждому человеку, который хочет долго и счастливо жить. Но самое главное, эта система питания позволяет сахару в крови не повышаться значительно после еды, так как она «приспособлена» под «медленное» выделение инсулина. Такое питание рекомендовано при I и II типе диабета и очень полезно для всех людей.

 

Итак:

• Ешьте больше овощей (в каждый прием пищи).

• Равномерно распределяйте углеводы в течение дня.

• Не делайте большие перерывы между приемами пищи. Ешьте меньше, но чаще.

• Подсчитывайте хлебные единицы и регулярно измеряйте сахар в крови .

• Отдавайте предпочтение медленно усваиваемым углеводам (богатыми клетчаткой).

• Если у вас повышен вес тела, то сокращайте потребление жирной пищи в два раза.

• Съедайте достаточно белков и витаминов в каждый прием пищи.

• Сократите потребление поваренной соли. Не подсаливайте пищу.

 

Косоглазие у детей: причины, лечение косоглазия

Причины косоглазия

КОСОГЛАЗИЕ У ДЕТЕЙ может быть наследственным или возникнуть, если у мамы была тяжелая беременность или роды. Причиной недуга могут стать заболевания нервной системы ребенка, детские инфекционные болезни, а также травмы.
Часто косоглазие у ребенка является симптомом других глазных заболеваний, как правило, врожденных. Нередко причиной косоглазия у детей становятся также дефекты в развитии мышечного аппарата глаз.

 

Симптомы косоглазия у детей:
Один или оба глаза у малыша могут отклоняться в сторону, чаще к носу, или как бы «плавать». Такое явление часто встречается у грудничков, но к 6 месяцам оно должно исчезнуть. Бывает, что родители принимают за косоглазие своеобразное расположение и разрез глаз ( например, у детей с широкой переносицей ). Со временем форма носа меняется, и мнимое косоглазие исчезает.
Лечение косоглазия у детей:
Как только вы заметите, что у малыша косит глаз, сразу же покажите его окулисту. Ведь дефект может привести к резкому снижению зрения. Если косоглазие вызвано каким-то другим заболеванием, потребуется устранить эту причину. Если же оно является самостоятельным заболеванием ( когда одна или несколько мышц развиты меньше, чем другие ), решается вопрос о его хирургическом лечении.

 

Возможно, перед операцией ребенку будут назначены процедуры, активизирующие обмен веществ в мышцах. Если операция не нужна, малышу назначают тренировки на специальных аппаратах под наблюдением врача. Причем каждый раз подбирается индивидуальный план лечения.

 

Также имейте в виду, что до сегодняшнего дня во многих случаях ношение очков – обязательный элемент лечения косоглазия.

 

Грипп

 

Причины гриппа у детей: грипп у ребенка: причины гриппа у детей, симптомы гриппа у ребенка, лечение гриппаЕсли защитные силы организма не в состоянии справиться со своей задачей, вирусы гриппа проникают в кровь и вызывают серьезные нарушения в организме.

 

В первые часы болезни гриппом ребенка знобит. Он прижимается к вам или норовит лечь под одеяло. Ему все время хочется спать. Температура повышается до 39-40С, пропадает аппетит. Насморка – обязательного атрибута простуды – поначалу может и не быть.

 

Но на третьи сутки обычно появляется сухой кашель. У детей в возрасте до трех месяцев грипп начинается мягче, чем у малышей постарше. У малыша температура в первые часы или вообще не повышается, или повышается только на пару десятков градусов. Но ребенок все равно ведет себя не так, как всегда: он становится плаксивым, шумно сопит, плохо ест.
Лечение гриппа у ребенка:

 

Не пытайтесь самостоятельно справиться с гриппом. Высокую температуру, конечно, необходимо сбить, но не начинайте специального лечения без рекомендации специалиста. При температуре 38,5С и выше применяйте препараты на основе парацетамола, с 6 месяцев – ибупрофена. Только учтите: принимать такие лекарства можно не дольше 3-5 дней.

 

Возможно, врач посоветует малышу противовирусные средства, которые повышают иммунитет. Давайте ребенку вечером перед сном клюквенный морс, некрепкий чай с лимоном, настой липы или отвар калины и сразу укладывайте под одеяло.

 

Только учтите, что липовый отвар не подходит 3-4 месячному грудничку. Ведь потовые железы у малыша еще слабо функционируют. Если у вас не закончилась лактация, почаще прикладывайте малыша к груди.

 

Детский церебральный паралич

Под словосочетанием "детский церебральный паралич" (ДЦП) понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства непрогрессирующие, т.е. появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни. Двигательные нарушения обычно представлены слабостью в определенной группе мышц, из-за чего нарушена походка, движение руками или, например, запрокидывается шея; так же возможны так называемые гиперкинезы - резкие стереотипные движения в руках, ногах, мимический мускулатуре, которые с трудом контролируются больным. В ряде случаев при ДЦП возможно нарушение интеллектуального развития и речи.

 

Основными факторами, приводящими к появлению ДЦП, являются гипоксия ребенка в утробе матери или сразу после рождения. Так, у большинства детей причиной заболевания является патология беременности матери (токсикозы, нарушение плацентарного кровообращения, инфекции), а так же нарушение аутоиммунных механизмов, непосредственно участвующих в эмбриональном развитии тканей плода. Родовые травмы, вызванные различными видами акушерской патологии (узкий таз матери, неправильное его строение, слабость родовой деятельности, затяжные или стремительные роды, а так же роды после длительного безводного промежутка, неправильное предлежание плода), лишь в относительно небольшом числе случаев служат единственной причиной, приводящей к повреждению мозга плода. В большинстве случаев тяжесть родов определяется уже имеющейся патологией ребенка, появившейся в результате его внутриутробного повреждения.

 

После родов наиболее частой причиной появления ДЦП служит гемолитическая болезнь новорожденных ("ядерная желтуха"), при которой происходит интоксикация головного мозга ребенка. В основе желтухи могут быть различные механизмы - несовместимость крови матери и плода по группе крови или резус-фактору, а так же печеночная недостаточность новорожденного.

 

Гипоксия, лежащая в основе развития ДЦП приводит к недоразвитию структур головного мозга ребенка, особенно участков мозга, ответственных за формирование рефлекторных механизмов и поддержание равновесия тела. Это приводит к неправильному распределению мышечного тонуса в скелете и возникновению патологических двигательных реакций.

 

Клинические проявления ДЦП зависят от степени поражения мозга. Наиболее часто встречаются формы заболевания с симметричным поражением преимущественно нижних конечностей и в меньшей степени - верхних. Проявляется это тем, что ребенка в младенчестве не возможно поставить на ножки, а самостоятельно он начинает ходить лишь к 2-3-м годам. В последующем наблюдается нарушение походки в виде упора на носочки, когда при ходьбе ребенок упирается на пальцы ног, а не на стопу. Пораженные конечности могут отставать в росте. Одновременно с нарушениями походки, имеются дефекты речи: ее замедленность и смазанность.

 

Лечение ДЦП включает в себя, прежде всего, комплекс лечебной физкультуры и курсы массажа, а так же применение средств, снижающих мышечный тонус. Кроме того, необходимы меры по предотвращению развития тугоподвижности в суставах пораженных конечностей (парафиновые аппликации, озокерит), а так же применение препаратов, улучшающих микроциркуляцию и питание нервной ткани.

 

Принципы диагностики и лечения бронхиальной астмы у детей

Как проводится диагностика астмы у детей?

Первым этапом диагностики астмы у детей является сбор данных о симптомах и развитии болезни. При этом, в случае астмы у детей, главным источником информации, нужной врачу для установления диагноза и назначения лечения, являются родители. В диагностике астмы важно установить, как протекала беременность и роды, какие были осложнения, какими были показатели новорожденного ребенка и как он развивался. Также следует уточнить тип вскармливания ребенка в первый год жизни (грудное или искусственное вскармливание), какие продукты питания добавлялись в рацион ребенка и в какое время.


Также врач должен расспросить об основных симптомах болезни, о моменте их появления и о том, как и в каких условиях, развивается приступ удушья.
Дальнейшая диагностика астмы направлена на установление аллергена, который вызывает астму, а также на установление степени нарушения работы дыхательной системы.
Наиболее быстрым и доступным методом установления аллергена, вызывающего приступ астмы у ребенка является кожная проба на аллерген. Для проведения кожной пробы на внутренней поверхности предплечья ребенка наносят несколько небольших царапин в которые затем закапывают специальные растворы известных аллергенов (пыльца растений, домашняя пыль, аллергены животных, пищевые аллергены и пр.). «Чтение» результатов пробы проводится через 20-30 минут после закапывания аллергена в ранку. Образование вокруг одной или нескольких ранок покраснения и уплотнения говорит о том, что организм ребенка сенсибилизирован по отношению к аллергену, который был внесен в ранку, а это значит, что возможно именно этот аллерген и вызывает приступы астмы у ребенка.


Кожные пробы не проводятся у детей, которые недавно перенесли приступ астмы, а также во время самого приступа – это может спровоцировать новое обострение болезни или утяжелить течение приступа.

 

Для более детальной диагностики проводится определение концентрации в крови ребенка специфических антител с помощью иммунологических методов исследования.
Для установления степени нарушения работы органов дыхательной системы проводят спирометрию во время которой регистрируются основные показатели дыхания ребенка. В диагностике астмы наибольшее значение имеет определение показателей ОФВ1 (объем форсированного выдоха) и ФЖЕЛ (форсированная жизненная емкость легких). Снижение этих показателей указывает на наличие сужения бронхов (один из основных признаков астмы), от степени которого зависит тяжесть болезни и тип ее лечения.
Для ежедневного наблюдения за состоянием ребенка проводится пикфлоуметрия – измерение максимальной скорости выдыхаемого воздуха. Пикфлоуметрию у детей и взрослых удобно проводить с помощью портативных пикфлоуметров. Регулярное проведение и оценка результатов пикфлоуметрии (результаты измерений нужно заносить в специальный дневник) помогает откорректировать лечение и предупредить обострение астмы.

 

Бронхиальная астма – характеризуется хроническим воспалением дыхательных путей, которое протекает на фоне изменения реактивности бронхов. У детей астма является довольно распространенным заболеванием. В развитии бронхиальной астмы у детей важную роль играют аллергические механизмы. Именно поэтому у детей бронхиальная астма часто ассоциируется с другими аллергическими заболеваниями. Астма является опасной болезнью, которая требует тщательной диагностики и лечения. В этой статье мы опишем общие принципы диагностики и лечения астмы у детей.

 

Причины возникновения бронхиальной астмы у детей

 

Как уже упоминалось выше бронхиальная астма у детей это болезнь с выраженным аллергическим характером. Это значит, что в развитии болезни главную роль играют аллергические реакции, которые возникают вследствие сенсибилизации организма ребенка по отношению к определенному аллергену или группе аллергенов. В качества аллергенов могут выступать всевозможные химические вещества и продукты, которые при попадании в организм ребенка вызывают состояние «сенсибилизации». Для бронхиальной астмы характерно развитие аллергических реакций в стенках бронхов, что в свою очередь и определят появление симптомов болезни (сухой настойчивый кашель, приступы удушья и пр.). Помимо симптомов астмы у ребенка могут присутствовать и другие виды аллергии (пищевая аллергия, экзема, атопический дерматит, крапивница и пр.).
Важную роль в развитии астмы у детей играют острые и хронические заболевания дыхательных органов. Например, обострения астмы часто возникают на фоне вирусного и бактериального бронхита.


Определенную роль в развитии астмы (и других аллергических заболеваний) у детей играет наследственная предрасположенность, нарушение питания и процесса пищеварения.

 

Как заподозрить астму?

 

Заподозрить астму можно на основе наличия у ребенка симптомов этой болезни. Основными симптомами астмы у детей являются:

* Хронический сухой кашель, который появляется ночью или в утренние часы и не сопровождается повышением температуры или выделением мокроты;

* Возникновение приступов удушья при контакте с животными, лекарствами, пылью, пыльцой растений или другими аллергенами;

При возникновении этих симптомов нужно срочно обратиться к врачу аллергологу или пульмонологу.

 

Лечение астмы

 

Лечение бронхиальной астмы у детей предусматривает следующие основные моменты:

* Устранение (элиминация) из контакта с ребенком аллергена или группы аллергенов, вызывающих приступы астмы;

* Противовоспалительная терапия (лечение);

* Лечение острых и хронических болезней дыхательных органов;

* Проведение лечения по коррекции иммунного статуса организма ребенка и состава микрофлоры кишечника;

* Профилактическое и санаторное лечение астмы;

* Обучение пациентов (детей) и их родителей.

Устранение причинного аллергена и терапия по десенсибилизации – это наиважнейший этап лечения астмы у детей. Как уже говорилось выше, астма у ребенка это аллергическое заболевание, которое провоцируется определенным аллергеном или группой аллергенов. Поэтому устранение «виновного» (причинного) аллергена из контакта с ребенком в большинстве случаев приводит либо к полному выздоровлению, либо к значительному облегчению течения болезни.

 

Устранение причинного аллергена возможно после его установления. Например, если причинный аллерген это шерсть животных, то нужно устранить животных из окружения ребенка. В случае пищевой аллергии устранение причинного аллергена достигается за счет диеты, которая исключает употребление продукта, на который у ребенка аллергия.
В некоторых случаях, при невозможности полного устранения аллергена из окружения ребенка проводят терапию по десенсибилизации (АСИТ – антиген специфическая иммунотерапия). Для этого в организм ребенка по определенной схеме вводят возрастающие дозы этого аллергена. В начале это лечения может привести к обострению болезни, но по мере истощения запаса веществ организма, которые реагируют с аллергеном, достигается значительное ослабление симптомов болезни и восстановление нормальной реактивности ребенка на данный аллерген.

 

Противовоспалительное лечение назначается во всех случаях, когда контролировать астму не удается только посредством элиминации аллергена.
Тип противовоспалительного лечения зависит от степени тяжести астмы. В случае легкой или среднетяжелой астмы препаратами выбора являются нестероидные противовоспалительные препараты (негормональные лекарства). К ним относятся препараты из группы кромонов (Кромогликат натрия, Недокромил и пр.). В случае тяжелой астмы в лечение включают кортикостероидные препараты (Будесонид, Флутиказон и др.), основным действием которых является подавление воспалительной реакции в бронхах. Назначение противовоспалительного лечения проводится лечащим врачом. Категорически запрещается самостоятельно изменять или останавливать лечение – это может привести к обострению болезни.

 

В соответствии с современными рекомендациями по лечению астмы GINA лечение легких форм астмы у детей предусматривает назначение кромогликата натрия (этот препарат является довольно безопасным для детей), блокаторов лейкотриенов (Зафирлукаст, Монтелукаст) и небольших доз глюкокортикоидных гормонов (Будесонид, Флутиказон). В лечении астмы у детей рекомендуется использовать только ингаляционные формы глюкортикойдных гормонов. Пересмотренная в 2006 году конвенция глобальная конвенция по лечению астмы GINA в качестве лечения астмы предлагает назначение комбинированных препаратов: Симбикорт (Будесонид + Формотерол) и Серетид (Флютиказон + Сальметерол).

 

Экстренное лечение приступа астмы

 

На фоне бронхиальной астмы возможно развитие сильного приступа удушья, который требует оказания ребенку срочной помощи. Для этого родители должны всегда иметь под рукой ингалятор с одним из препаратов, быстро снимающих бронхоспазм (сильное сужение бронхов). Одним из таких препаратов является Сальбутамол. На приеме у лечащего врача нужно проконсультироваться насчет того, что нужно делать, если у ребенка возник сильный приступ удушья. Выбор лекарства также осуществляется совместно с лечащим врачом.

 

Лечение острых и хронических заболеваний дыхательных органов
Достоверно известно, что различные виды инфекции дыхательных путей (бронхит, пневмония, ОРЗ) могут утяжелить течение астмы. Ввиду этого комплексное лечение астмы у детей предусматривает лечение и профилактику неспецифических заболеваний дыхательных органов. Подробно о лечении и профилактике бронхита, пневмонии и ОРЗ рассказано в соответствующих разделах нашего ресурса.

 

Коррекция микрофлоры кишечника – это важный этап в лечении любого аллергического заболевания у детей, в том числе и бронхиальной астмы. Клинические исследования показывают что нарушение состава микрофлоры кишечника (дисбактериоз) является прямой причиной возникновения аллергии у детей.
Профилактическое и санаторное лечение астмы помогает закрепить результаты лечения и предупредить обострение болезни. В настоящее время существует множество санаториев и специализированных центров по лечению астмы.

 

Признаки астматического приступа

 

Приступ астмы у разных людей развивается по-разному. Обстоятельства, при которых развивается приступ, также могут быть самыми различными. При атопической астме приступ возникает при контакте с аллергеном. Приступ инфекционно-аллергической астмы может возникнуть на фоне сильных эмоций, во время болезней дыхательных органов или же спонтанно.

 

В некоторых случаях начало приступа предвещается такими признаками как внезапное появление насморка, зуда кожи, ощущения сдавленности в груди. Приступ астмы обычно развивается внезапно: больной ощущает выраженную сдавленность в груди, беспокойство, затрудненность дыхания. В таких условиях больные с приступом астмы предпочитают сесть, опершись руками – это помогает включить в акт дыхания дополнительные мышцы. По мере нарастания удушья в груди появляются сухие хрипы, которые могут слышаться даже на расстоянии. Дыхание больного во время приступа очень затрудненное. Тяжелее всего ему дается выдох. Грудная клетка больного во время приступа расширена, шейные вены вздуты. Приступ может длиться от нескольких минут до нескольких часов: дыхание больного постепенно облегчается. После приступа появляется кашель, при котором выделяется небольшое количество вязкой «стекловидной» мокроты. Иногда мокрота может выделяться в виде цилиндров, которые сохраняют форму бронхов.

 

Проявление приступа астмы, вообще зависит от типа болезни. При инфекционно-аллергической астме, симптомы приступа наступают постепенно и медленно набирают силу. При атопической астме симптомы болезни появляются внезапно и развиваются стремительно, сразу после контакта с аллергеном.